2003 году посвящаю
«Может быть крепче, чем что-либо другое нас связывает друг с другом
именно эта нежная боль так и не воплощенных возможностей…»
Дорис Лессинг, «Золотая тетрадь»
I
Зал сиял и искрился тысячами ярких многоцветных огней. Огромное пространство выставочного павильона было наполнено столь же яркой и многоцветной публикой. Здесь собрались самые богатые и знаменитые. Откровенные наряды, кричащий макияж, баснословно дорогие украшения со всех концов Вселенной, фальшивые улыбки, - непременные атрибуты светского общества подчеркивали значимость события.
Этот вечер был ознаменован открытием выставки самой известной и самой дорогой художницы-голографа Киры Арк. Иметь работы этой молодой женщины в коллекции считалось престижным среди самых состоятельных и влиятельных людей Земли, Марса, Юпитера.
Голография как искусство насчитывала не более трех десятков лет. На изломе XXI века она сразу захватила умы, как творцов, так и сторонних любителей прекрасного. Объемные картины, созданные воображением художника, завораживали. Кира Арк, до двадцати пяти лет проработавшая журналисткой, стремительно приобрела известность. Ее произведения способны были потрясти даже матерых звездолетчиков, не раз открывавших новые миры. Причудливые, таинственные, то цветные, то черно-белые голограммы Киры всегда отличались изяществом, чистотой линий, были наполнены светом, сияющей радостью. Около десятка жутковатых, горьких, навевающих тоску работ оставались недостижимой мечтой каждого коллекционера, - Кира наотрез отказывалась продавать их. Одним словом новая выставка госпожи Арк сулила встречу с чудесным и непредсказуемым миром голографии и уже завоевала статус «Самого ожидаемого события года».
Чуть поодаль от сверкающей бриллиантами и белоснежными зубами толпы собралась группа людей в простой будничной одежде. Были заметны обручи из угольно-черного материала на их головах. Эти компактные и легкие приборы не так давно стали заменой громоздкой аудио- и видеозаписывающей аппаратуре и выдавали в своих владельцах журналистов.
Зазвучала громкая музыка, прожекторы осветили небольшое возвышение, призванное служить сценой. Конферансье поприветствовал собравшихся, тонко пошутил, сделал краткий экскурс в историю голографии и, наконец, объявил виновницу торжества. Под оглушительные аплодисменты на сцене появилась молодая женщина невысокого роста. Ее внешний вид резко отличался от пестрого разнообразия публики. Узкое черное вечернее платье в пол с длинными рукавами подчеркивало хрупкость ее фигуры. Темно-русые волосы заплетены в тугую косу. Из украшений лишь тонкое серебряное колечко со странным рисунком. Кира Арк улыбнулась, произнесла несколько приветственных слов на каждом из трех галактических языков и звонко хлопнула в ладоши. В этот же момент зал преобразился. Присутствующие очутились в прекрасном фантастическом лесу неведомого никому мира. Раздалось многотысячное восторженное «Ах!» Кира пригласила гостей познакомиться с каждым из фрагментов голограммы и пожелала всем приятного вечера.
Журналисты рассыпались по залу, ведь для них это мероприятие было работой, а не приятным времяпрепровождением. Но двое мужчин из группы остались в тихом уголке, теперь окруженном зарослями ярко-лилового голографического кустарника.
- Жень, в это невозможно поверить. Наша Кира Радужкина, девочка-стажерка, и вдруг – мировая знаменитость! – удивленно жестикулировал невысокий парень в аккуратном джинсовом костюме.
- Хочешь, верь, хочешь, не верь, Юрец, но это Кира, – пожал мускулистыми загорелыми плечами Женя. Его едва пропустили в зал – охрану смутила майка-боксерка, видавшие виды камуфляжные штаны и густая рыжая борода – спас заветный черный обруч.
- Сколько же я Киру не видел, – продолжал предаваться воспоминаниям Юра, – лет десять должно быть, не меньше.
- Ясное дело, улетел на Марс и ни ответа, ни привета. Так, нам платят только за болтовню со знаменитостями, а не между собой. Работать пошли! – властно увлек друга за собой Женя.
В суете толпы и за любимым делом журналисты не заметили, как прошло больше часа. Они взяли несколько интервью, сняли шутливую возню молодежной музыкальной группы среди голографических лиан, и, подцепив пару бокалов кислотно-зеленого пузырящегося безалкогольного коктейля, решили передохнуть на милой, земной, с ромашками и васильками полянке. Голограмма, и так казавшаяся почти ощутимой, внезапно ожила. Зеленая трава всколыхнулась от порыва призрачного ветра, послышался нежный аромат полевых цветов. Друзья в недоумении оглянулись вокруг. Мимо них с высоким хрустальным бокалом в тонких пальцах шла сама художница. Женя радостно окликнул ее.
- Кира! Подруга, привет! Позвольте ручку! – он в комичном жесте чуть дотронулся до протянутой ладони.
- Женя, привет! – Кира тихо улыбалась, - Давно не виделись! Как ты?
- Лучше всех! Рад за тебя! Вечер просто фантастический! Ты просто фантастическая! Обещай мне эксклюзивное интервью!
- Обещаю! – она рассмеялась, глядя на его потешные гримасы.
- Кир, ты не поверишь! К нам тут марсиане пожаловали! – Женя быстрым движением выудил из толпы Юру. Воцарилось секундное молчание.
- Здравствуй, Юра, - Кира протянула ладонь в официальном рукопожатии и едва заметно кивнула.
- Привет. Потрясающе выглядишь, - Юра замялся, не зная, что сказать, казалось, Евгений произнес все мыслимые комплементы.
- Спасибо! – художница вновь очаровательно улыбнулась. – Ребята, вы меня простите, нужно идти! Рада была встрече!
Кира упорхнула, только теперь Юра понял, что едва различимый запах диких трав исходил от нее.
- Не забудь про интервью! – в след девушке прокричал Женя. – Удивительная! Всегда такая была! Статьи какие писала – на грани!
- Да, ты прав, Женек. А я вот совсем не прав был, - задумчиво сказал Юра.
II
После нашумевшей выставки прошло несколько дней. Евгений добился обещанного интервью с Кирой, и его материал украсил один из самых популярных интернет-журналов. Главный редактор был очень доволен и посулил прибавку к зарплате. А вот Юрий словно пропал, перестал отвечать на звонки и не появлялся в сети, не говоря уже об офисе. Женя в серьез забеспокоился и отправился к другу домой.
Дверь ему открыл небритый бледный Юра. Его пошатывало. Женя поморщился от стойкого запаха алкоголя, сам он не пил ничего крепче кофе уже много лет. Распахнутые окна, бодрящий холодный душ, свежезаваренный чай и бутерброды с колбасой постепенно привели Юру в чувство.
- Юдин, ты рехнулся? – в лоб поинтересовался Женя. – Что это за выходки? Тебе семнадцать лет что ли?
- Жень, ты не понимаешь… Я идиот. Конченый.
- Вот это я как раз очень хорошо понимаю. Не доступным для меня пока остается, что именно натолкнуло тебя на такую неожиданную мысль?
- Каким нужно быть дураком, чтобы оттолкнуть от себя такую необыкновенную, красивую, чудесную девушку… - Юра уткнулся лицом в ладони, едва не плача.
- Так ты что, из-за Киры? – удивлению Жени не было предела. – Брат, ты точно ненормальный. Это тебе надо было ее послать на все четыре стороны, потом через десять лет встретить и понять, как сильно ты ошибся… Дела…
- Жень, тошно так, сил никаких нет. Я помнил. Но Марс, совсем другая жизнь…
- Ага, жена, семья, друзья, работа, - угрюмо проговорил Евгений.
- Давай сейчас не будем про Эрею…
- Да, друг. Спотыкаешься без конца. И что ты намерен делать с этой новой страстью?
- Не знаю… Ничего не знаю. Идти к Кире бессмысленно. У нее наверняка кто-то есть, она забыла про меня и счастлива, - Юра бессильно покачал головой.
- Вокруг нее всегда кто-то, но рядом никого. Она ничего не рассказывает прессе о своей личной жизни. Но ходят слухи, что мужчин она меняет как перчатки.
- Не удивительно. Если бы только все можно было исправить. Начать с начала. Я бы все сделал по-другому… Но история не терпит сослагательного наклонения.
- История не терпит, – задумчиво произнес Женя. – Послушай! Я проводил расследование и вышел на одну контору. Ученые-хронологи. Все пытаются машину времени изобрести. Что-то они там мудрят, вроде как могут какие-то изменения в жизнь человека внести. Я подробностей не знаю. Но один приятель мой с ними тесно общался. Попытка не пытка. Встретимся, узнаем, что они могут. Готов стать подопытным кроликом?
- Ты не шутишь сейчас? – в орехово-зеленых глазах Юры затеплилась надежда.
- Да какие уж тут шутки. Прогресс на месте не стоит. Рискнешь? – поинтересовался Женя.
- Да, да, да, я готов!
III
Лаборатория хрономанимулирования и хронотрансформаций располагалась в полуподвальном помещении НИИ Физики. Неприглядное на вид здание скрывало настоящую жемчужину. Комнаты сверкали современным ремонтом, эргономичной мебелью и странными миниатюрными приборами. В уютной приемной их встретила куколка-секретарша, предложив кофе-чай-печенье и подождать некоего Самуила Петровича. Друзья отказались от угощения и устроились на мягком диванчике. Женя развалился, словно намереваясь поспать, поскольку время было раннее, а Юра сидел прямо и заметно нервничал.
К счастью Самуил Петрович не заставил себя ждать. Это был энергичный молодой человек в светло-сером, с иголочки, деловом костюме. Бейдж сообщал, что он является менеджером по работе с клиентами. Самуил Петрович пригласил Юру и Женю в кабинет и, когда дверь была плотно прикрыта, начал свой поинтересовался:
- Юрий Юрьевич, что вас к нам привело?
- Ошибся в молодости. Очень хочу эту ошибку исправить!
- Это карьера или личное? – голос Самуила Петровича был спокоен и деловит.
- Личное, – с тяжелым вздохом проговорил Юра.
- Хорошо. Это проще. Сейчас я вам расскажу, как мы работаем, а потом мы обсудим подробности.
Было бы заблуждением считать, что жизнь одного конкретного человека или даже группы людей влияет на судьбу всего человечества в целом. Конечно, все взаимосвязано, никто не знает, какие события являются определяющими, какие не играют никакой роли. Но в нашей лаборатории уже более века идет сбор информации и проводятся опыты по работе со временем. Все наши действия носят экспериментальный характер. Мы не можем гарантировать стопроцентный успех. Никто и никогда не пообещает, что после хронокоррекции вы станете счастливее, чем были до этого. На предварительном этапе нам будут необходимы сведения о вашем окружении, о том, как развивалась ваша жизнь, как изменилась жизнь людей, с которыми вы были связаны прежде. У каждого человека есть свой показатель хроноустойчивости. Хроноустойчивые люди ведут свою жизнь четко и прямо. Не зависимо от того, была ли она подвергнута коррекции, они добьются своего во всех временных вариантах. Хроночувствительные люди плывут по потоку времени, приспосабливаясь к конкретной ситуации. Но для хронокоррекции не подходит каждое из того множества мгновений, которое мы проживаем. Влияние на дальнейшую судьбу можно оказать только в определенных ключевых точках. Выбор ключевой точки можете осуществить только вы сами. Мы просчитаем заранее все возможные последствия и варианты, но никогда нет уверенности, насколько ваш выбор будет удачным.
С методической точки зрения хронокоррекция сходна с техникой гипноза. Мы используем особый вид излучения, вы погружаетесь в сон и оказываетесь в выбранном жизненном моменте. Вы будете вести себя так, как посчитаете нужным для изменения вашей дальнейшей судьбы. Разумеется, при необходимости, вам предварительно будет предоставлена возможность проконсультироваться с психологом. Более того, чтобы освоиться в этом состоянии и как можно лучше выбрать ключевую точку, вам будет предоставлено три попытки. Две – для тренировки, третья – решающая. Если вам повезет, и вы сразу выберете оптимальную ключевую точку, то работа значительно упростится. Вы проснетесь в нашем времени, но с измененной судьбой и полным знанием обо всем, что происходило с момента хронокоррекции. Да, и последний момент, поскольку мы не даем гарантий, и вся работа носит в большей степени экспериментальный характер, то размер вознаграждения определяете вы сами. Какие-нибудь вопросы?
- Кажется все понятно, - тряхнул головой Юра, все-таки полученная информация была весьма своеобразной.
- Тогда перейдем к вашей проблеме. Расскажите все по порядку, - предложил Самуил Петрович.
- Я – журналист, - начал Юра. – В профессии с 2100 года, уже семнадцать лет. Я работал штатным корреспондентом, когда к нам в редакцию пришла на стажировку девочка – студентка младших курсов журфака. Мы проработали вместе четыре года. Коллектив был не большой, в основном опытные мужики-журналисты лет за сорок. Это были хорошие, веселые времена. Все получалось, все было ново и интересно. Дело спорилось, рождались идеи, появлялись оригинальные задумки, реализация которых доставляла массу удовольствия. Кира относилась ко мне очень нежно и трепетно. Я воспринимал это как должное. Но никогда не разделял ее чувств. Или не хотел себе признаться, что разделяю. Теперь это не важно. Десять лет назад мне предложили очень интересную и прибыльную должность в самом крупном Марсианском издательстве. Я почти не сомневался. Такой шанс, казалось мне, выпадает лишь раз в жизни. К тому же, другая планета, окутанная ореолом роскоши, какой-то новой, заманчивой, неведомой жизни. Кира советовала остаться, потом смирилась. Ее внимание и участие было мне уже не нужно, все это было лишним, все старое только мешало. Я был открыт для нового. Наверное, она это поняла. Мы не сказали друг другу ни слова. Я пошел своей дорогой, она своей.
Новая работа давала множество возможностей для самореализации. Но отношения с начальством не складывались. Видимо, марсианский образ жизни накладывает отпечаток. До определенного момента все было относительно неплохо. Появились новые друзья, коллеги оказались хорошими, надежными людьми. Я стал прилично зарабатывать, но и много тратить. Встретив однажды на вечеринке юную и очень привлекательную девушку, сделал все, чтобы завоевать ее внимание. Ей хотелось роскошной жизни, блеска, известных знакомых, я дал ей все это и готов был дать еще больше. Мы поженились. Постепенно за богемной жизнью и все более частыми ссорами с женой я стал терять себя. Терять способность к творчеству, столь важную в моей профессии. Разумеется, это отразилось на качестве моей работы. Марс очень чуток к неудачам. Упав там однажды на дно крайне трудно подняться. Опуская подробности, скажу, работу я потерял, жена меня бросила. Все казалось ложным и фальшивым.
Я вернулся на Землю, и прежние друзья, не задумываясь, протянули мне руку помощи. А недавно я встретил Киру. И понял, что никогда ее не забывал. Но она знаменита, популярна, востребована. Не думаю, что ей нужен такой неудачник, как я. Если было бы возможно перенестись на десять, пятнадцать лет назад, я уже по-другому строил бы наши отношения.